5 проектов Дэвида Чипперфильда — лауреата Притцкеровской премии по архитектуре 2023 года
Реконструкция Нового музея в Берлине, 2009 год
Музей был сильно разрушен во время Второй мировой войны. Реконструкция сопровождалась острыми спорами — стоит ли восстанавливать разрушенное здание в прежнем виде или провести радикальную перестройку? В итоге Чипперфильду удалось бережно сохранить исторический дух музея и одновременно с помощью современных элементов превратить его в самостоятельный экспонат. Таким образом он выразил идею не маскировки, но принятия прошлого и его существования в настоящем.
Автор зафиксировал руины, в которых сохранились следы снарядов и пуль. «Получился памятник, который предъявляет травму, а не маскирует ее», — пишет Александр Острогорский, архитектурный критик. Чипперфильд работал над реставрацией 10 лет.
Обычно зданию музея не придавали такое значение — до реконструкции акцент делали на экспонатах, экспозиции, на том, что внутри.
В проекте Чипперфильда здание стало частью музея и рассказывает о его архитектурных особенностях.
Нобелевский центр в Стокгольме, строительство началось в 2017 году
Здание построят на острове Бласиехолмен. Территорию, которая прилегает к острову, расширят за счет объединения местного парка с Нобелевским садом.
Первый этаж Нобелевского центра отведут под общественные пространство со свободной планировкой и тремя входами. Там расположат просторное фойе, выставочную зону, ресторан и кафе.
Выше будут административные помещения, библиотека, конференц-залы. Два верхних этажа здания займет Нобелевский зал, для которого архитекторы придумали овальную люстру. Фасад здания планируют сделать из матового стекла в сочетании с латунными панелями.
Люстру будут полностью включать только один день в году — 10 декабря. В этот день проходит церемония вручения Нобелевских премий. Благодаря прозрачным стенам здания сияние от полностью светящейся люстры станет важной частью городских видов.
Реконструкция Старых Прокураций в Венеции, 2021 год
Старые Прокурации — комплекс трех зданий на площади Святого Марка в Венеции, построенный в 16 веке.
Раньше здание было резиденцией прокураторов, а теперь здесь находится штаб-квартира страховой компании Generali. По ее инициативе в стенах Прокураций впервые со времен их постройки появилось общественное пространство: фонд The Human Safety Net.
Фонд проводит выставки, концерты, лекции. Специально для таких мероприятий архитекторы предусмотрели актовый зал.
На крыше Старых Прокураций теперь есть смотровая площадка. Архитекторы не стали использовать основную цветовую палитру здания, а сделали отделку терракотовой плиткой по старинной технологии «Cocciopesto» или «мраморная штукатурка».
Это интересно
Cocciopesto — водонепроницаемый материал из строительного раствора и терракотовой крошки на основе воздушной извести. Такой штукатуркой покрывали пол и облицовывали стены еще в Древнем Риме.
Плитка красиво сочетается с черепичными крышами домов и колокольней собора Святого Марка.
«Мы работали над проектом четыре года, каждый день открывая для себя все новые и новые страницы истории этого здания, — говорит Дэвид Чипперфильд (источник mydecor) — Мы узнавали, какие материалы и какие технологии строительства использовались в XVI веке, и были поражены логичностью решений архитектора Якопо Сансовино».
Музей современного искусства Jumex в Мехико, 2013 год
В музее Jumex хранится крупнейшая в мире частная коллекция современного латиноамериканского искусства.
Чипперфильд сначала хотел построить невысокий ансамбль из нескольких корпусов и внутренних дворов. Но изменил решение, поскольку окружающая среда не соответствовала идее здания. Вокруг площадки расположены автомагистрали, железнодорожные пути и высокие торговые центры. В итоге архитектор выбрал для музея форму компактного блока.
Общая площадь музея 6700 кв.м. Он разделен по горизонтали на две части. В нижней находятся общественные пространства, фойе, кафе.
В верхней — частично остекленное пространство, в котором можно отдохнуть от городского шума и суеты.
Фасад здания отделан травертином (камень с зернистой текстурой) и деревом. Травертином отделаны и полы в музее.
Два верхних этажа занимают экспозиции.
Здание завершается здание зубчатой кровлей, где остекленные проемы одновременно пропускают и фильтруют солнечный свет.
Галерея Джеймса Симона в Берлине, 2019 год
Галерея находится на берлинском Музейном острове. На подготовку и реализацию плана ушло почти два десятилетия. Проект получил премию Немецкого музея архитектуры в 2020 году (DAM).
Это интересно
Музейный остров — уникальный исторический ансамбль в центре Берлина на реке Шпрее, имеющий статус объекта Всемирного наследия.
Джеймс Симон — меценат и филантроп из династии текстильных фабрикантов. Жил в середине 19 начале 20 века. Симон известен тем, что приобрел и передал берлинским музеям в общей сложности около 10 тысяч произведений искусства, исторических и археологических объектов. Самые известные из них — бюст древнеегипетской царицы Нефертити и вавилонские ворота Иштар.
Чипперфильду и его команде удалось гармонично вписать новое здание в исторический архитектурный комплекс.
В галерее есть общий кассовый зал экспозиций Музейного острова, ресторан, аудитория, пространство для временных экспозиций и музейный магазин.
За что Чипперфильду дали Притцкеровскую премию?
«Тонкий, но мощный, сдержанный, но элегантный, он — плодовитый архитектор, радикальный в своей сдержанности, демонстрирующий свое благоговение перед историей и культурой, почитая при этом ранее существовавшие постройки и окружающую среду», — отметило жюри (источник dw.com).
«… за приверженность архитектуре сдержанного, но преобразующего гражданского присутствия и определения общественного пространства[…], без ненужных движений и вне модных тенденций, что является актуальным посланием для современного общества». (источник archi.ru)
«Если нельзя назвать его флагманом современной архитектуры (всё же к счастью), то дредноутом – точно». (источник archi.ru)
«Я не сторонник сложных концепций. Когда, чтобы понять здание, о нем нужно прочесть толстую книжку, это значит, что архитектор с работой не справился. Я стремлюсь к простой, прозрачной архитектуре», – говорит о своем стиле Чипперфильд.