4 проекта подземных зданий, в которых архитекторы решили вопрос климат-контроля.
Офис и бизнес-инкубатор Turbosealtech, Тегеран, Иран
Проект бюро New Wave architecture
Пятиэтажный бизнес-инкубатор с офисными помещениями Turbosealtech находится в технопарке Пардис недалеко от Тегерана. Площадь здания — 2500 м2. На верхних этажах располагаются офисы, а внизу — исследовательский центр.
Архитектурный объем как будто выходит из-под земли. Такое впечатление создается из-за необычной формы: прямоугольная конструкция приподнимается над землей, под углом уходя ввысь. Крышу здания покрывает зеленый газон, который плавно переходит в ландшафт.
Для надземной части авторы выбрали стекло и алюминиевый профиль. Стеклянный фасад пропускает максимум солнечного света, а алюминиевая конструкция — тепло.
Под наклонной крышей находится пустой объем. Такая конструкция помогает снизить потребление энергии и температуру здания. Врез на крыше образует террасу для сотрудников и посетителей. Ее стеклянные двери также пропускают внутрь естественный свет и воздух.
Дом в пещере, Агиос-Состис, Греция
Проект студии MOLD ARCHITECTS
Дом NCCaved находится на берегу скалистой бухты острова Серифос.. Здесь часто бывают сильный ветер, и авторы проекта решили защитить дом от непогоды — сделать его в скале вместо того, чтобы строить наземное здание.
Получилась «шахматная доска» из скалистой породы и пустот — жилых комнат. Природные каменные стены сочетаются с легкими конструкциями из кладки на сухой смеси. Вертикальная кладка очерчивает границы дома и разделяет пространство внутри. Для поперечных фасадов выбрали стекло.
Окна выходят в основном на море, на восток. С противоположной стороны в скале вырезаны внутренние сады, на которые также выходит панорамное остекление.
Несмотря на то что дом находится внутри скалы, он получает максимум света и воздуха. Дополнительно оптимальный климат поддерживает зеленая крыша и энергосберегающие стеклянные панели.
Галерея специальных выставок, Манчестер, Великобритания
Проект студии Carmody Groarke
Special exhibition gallery находится на цокольном этаже манчестерского Музея науки и промышленности. Это памятник архитектуры, который построили в 1880-х годах. Новая галерея связывает выставочные этажи Музея и самую старую часть здания, которая раньше была закрыта для посетителей.
По всему пространству открыта оригинальная основа здания — кирпич и чугунные конструкции, — что создает атмосферу величия и подчеркивает масштаб складского пространства.
Часть стен галереи обшита стекловолокном, чтобы визуально облегчить тяжелые викторианские сводчатые потолки. Пятиметровые своды были спроектированы так, чтобы выдерживать вес товарных вагонов и скрывать складские и технические помещения железной дороги.
Каждую стекловолоконную панель отлили вручную и окрасили в терракотовый цвет для сочетания с исторической кирпичной кладкой. Чугунные и кирпичные домкратные арки, переходящие в железнодорожные пути над галереей, мягко подсвечиваются.
В проекте архитекторы использовали принципы экологического дизайна, чтобы снизить выбросы углерода и энергопотребление здания. Конструкции укрепили гигроскопической массой. Это помогает поддерживать оптимальную влажность, необходимую для сохранности экспонатов. Для освещения выбрали лампы с низким энергопотреблением.
Дом с двойным двором, Пекин, Китай
Проект студии TAOA
Архитекторы реконструировали дом для художника и его семьи. Стояла задача создать два независимых пространства. Они разделили объем дома на наземную и подземную части. Верхний уровень — жилой дом, новый нижний — гибкое творческое пространство.
Авторы спроектировали уровни как два параллельных мира, разделенных землей. Надземную часть оформили массивом из мягких пород дерева и полупрозрачными алюминиевыми панелями. Терраса под крышей выходит на пышный сад. В такой атмосфере дети лучше ощущают и понимают природу.
Подземную мастерскую залили бетоном. Атмосфера здесь холодная, твердая и независимая. В таком минималистичном пространстве художник получает душевную свободу.
По обе стороны от дома находятся два больших двора. Из мастерской к ним выходит панорамное остекление, что и дает подземному уровню естественный свет и вентиляцию. В отличие от наземного пространства, во внутренних дворах нет ничего лишнего кроме бамбука и воды.